О ДЕТЯХ ВИЗУАЛАХ, АУДИАЛАХ И КИНЕСТЕТИКАХ

Для того, чтобы занятия по подготовке к школе были эффективными, важно понимать, какой основной канал восприятия и переработки информации у ребёнка. Мы много слышим про аудиалов, визуалов и кинестетиков говоря о взрослых, но эта особенность психики проявляется уже в детском возрасте.
О трёх основных типах восприятия информации и важности их понимания в процессе развития дошкольника расскажет Светлана Юрьевна - нейропсихолог, логопед, автор курса "Нейрочтение" ДоШколы 3 медведей
Для дошкольников тип восприятия сенсорной информации (визуальный, аудиальный или кинестетический играет значимую роль не только в успешности обучения и получения ребёнком новых навыков и умений, но и в налаживании контактов с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Наиболее простой способ распознать ведущий канал восприятия - это просто понаблюдать.
Считается, что сейчас большинство современных детей визуалы. Почему так? Это генетическая предрасположенность или с появлением смартфонов мы привыкли использовать в основном зрительный канал восприятия? А ведь полтора века назад люди в большинстве своем были аудиалами. Разговоры с матерью и рассказывание детям преданий, историй и сказок, постоянное общение с домочадцами , все это приводило к усилению слуховых ощущений над зрительными.
Давайте разберемся в особенностях типов восприятия более подробно.

Жизнь изменилась, теперь мы больше видим, чем слышим: меняется и мозг детей. Вместо сказок и разговоров с мамой iPad.


Давайте разберемся в особенностях типов восприятия более подробно.
РЕБЕНОК С ВИЗУАЛЬНЫМ ТИПОМ ВОСПРИЯТИЯ
Такой ребёнок с самого раннего возраста в восприятии окружающего мира больше полагается на зрительные ощущения. Он прекрасно помнит, что видел, хорошо запоминает увиденное. Если малышу предложить новую игрушку, то он вначале её осмотрит со всех сторон, а уже потом возьмёт в руки. Картинки в книжке представляют больший интерес нежели послушать сказку, им нравится рисовать, вырезать и складывать пазлы. Дошкольнику с визуальным типом восприятия очень важно то, что на нем одето, он первый расскажет кто в чем пришёл сегодня в садик, и какая у кого была игрушка. В детском саду или на площадке ребёнок-визуал сначала наблюдает, а уже потом включается в игру. Внимание развито достаточно хорошо, внешний шум практически не мешает.

В активном словаре маленького визуала присутствуют в основном существительные, прилагательные и глаголы связанные со зрением. Например: смотри, картина, как видите, на первый взгляд и т.п. При общении взгляд направлен в основном вверх.

Очень важно для гармоничного развития дошкольника-визуала уделять особое внимание развитию речи, коммуникабельности и физической координации.

РЕБЕНОК С АУДИАЛЬНЫМ ТИПОМ ВОСПРИЯТИЯ
Дошкольник- аудиал раньше других детей начинает говорить, он имеет большой словарный запас и познает окружающий мир через звуки. Очень любит придумывать разные сказки и игры, а вот сам не очень любит учавствовать в подвижных играх. Этот ребёнок любит слушать музыку, общаться с другими людьми, умеет убеждать и доказывать свою точку зрения. Легко отвлекается на звуки, хорошо запоминает то, что обсуждал или проговаривал вслух. Для него характерны слова связанные со слуховым восприятием: послушай, тишина, обсуждать, говорить, молча. При общении взгляд направлен по средней линии.

Слабость такого ребёнка связана со зрительным восприятием, сложно искать отличия на картинках, внимательно рассматривать что-либо, также страдает ловкость и физическая подготовка. Поэтому следует уделить особое внимание развитию этих навыков.

РЕБЕНОК С КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ ТИПОМ ВОСПРИЯТИЯ
Ребёнок-кинестетик раньше всех начинает ходить. Он познаёт мир с помощью движений и прикосновений. Любит ко всему прикосаться и трогать, ему очень важны тактильные ощущения. Хорошо запоминает, когда двигается, ощупывает, нюхает, помнит в основном общее впечатление. Такому ребёнку трудно усидеть на одном месте, больше по душе ему активные игры, такие как прятки и догонялки. Физическая нагрузка дошкольнику-аудиалу просто необходима: это и бег, и прыжки, и танцы, и разные виды борьбы.
В своей речи использует слова связанные с ощущениями, такие как: взять, мягкий, тёплый, ароматный, гибкий, прикосновение и т.д. Взгляд направлен в основном вниз.

Ребенку-кинестетику сложно сохранять концентрацию внимания, он очень легко отвлекается, поэтому в процессе развития дошкольника с кинестетический типом восприятия важно уделить особое внимание развитию внимания и сосредоточенности.

Педагог, выбирая методы обучения для подготовки ребёнка к школе, должен учитывать его тип восприятия и переработки информации. При составлении программы для дошкольников представлять больше наглядного материала визуалу, для аудиала использовать разные интонации и громкость голоса, а кинестетика не заставлять долгое время сидеть на одном месте и делать физминутки для переключения.


❗Открыта запись на бесплатную диагностику, на которой родители смогут познакомиться с педагогами и методикой ДоШколы 3 медведей и оценить уровень развития компетенций ребенка: чтение, счет, письмо, внимание и память.

Больше важной информации в полезном Телеграм-канале для родителей
Больше интересных заданий в Базе заданий для дошкольников и младших школьников